Необходимость сегментации рынка
Такой процесс дает возможности определить свою ЦА – с выбором одной/нескольких групп потенциальных клиентов. С помощью такого подхода удается понять доли рынка, сделать грамотные расчеты сбыта, определиться с правильными стратегиями реализации, позиционирования.
Для подачи товаров/услуг необходимо понимать, как привлечь внимание покупателей, чем вызвать у них мотивацию и на каких достоинствах продукции делать акценты. С этой целью изучаются предпочтения, цель своей аудитории. Не случайно в рекламах ведущих компаний-производителей можно видеть преимущества приобретения их товаров, а не описание характеристик.
Сегментируя рынок, можно выбрать подходящий способ коммуникации, сконцентрироваться на личных маркетинговых усилиях, разработать релевантные предложения. Зная своих потребителей, можно завоевать их доверие, а значит увеличить рост продаж, построить долгосрочные взаимоотношения.
Рынок можно сегментировать разными способами. Единого, универсального метода нет. Каждая организация сама должна определиться с наборами характеристик, направленных на группировку потенциальной ЦА.
Основные критерии процесса
Зная критерии сегментации выбора, вы сможете делать подробные портреты потребителей. При этом изначально определяются параметры, на основе которых понадобится группировать их. Важная роль в таком выборе – уровни конкуренции вашей сферы деятельности, так как от них зависят пути покупателей. Чем больше выбора перед клиентами, тем большее количество способов могут ими применяться, а значит вам придется все их учитывать.
Параметров, направленных на сегментацию аудитории, имеется немало. Каждый из них относится к одному из нескольких главных:
- Геолокация. Включает страны, районы, населенные пункты проживания потенциальных покупателей;
- Демография. К этому показателю относится профессия, хобби, возраст, размеры семей, национальность и так далее;
- Психографика. Подразумевает особенности характера, образа жизни, интересов, ценностей и прочего;
- Поведенческий фактор. Означает, насколько покупатели готовы покупать, как интенсивно используется продукция, какой уровень лояльности и т.д.
Для точного определения ЦА и разработки портретов, лучше использовать все факторы одновременно. Чем больше критериев – тем лучше. При этом помните, ваша сегментация должна быть доступной для коммуникаций и обладать потенциалами роста.
В дальнейшем, учитывая такие критерии, можно переключиться в своей нише на другие группы. Так, можно сгруппировать покупателей по результатам суммарности покупок, уровней воронок продаж, категорий проданных товаров и прочего. Для сбора информации об аудитории, управления ею, эксперты рекомендуют использовать CRM-систему, которая одновременно повышает эффективность работы и помогает в налаживании коммуникации. В сети можно найти немало бесплатных CRM для малого/среднего бизнеса.
Примеры
Чтобы понять, как можно удачно сегментировать рынок, внедряя разные маркетинговые инструменты для взаимодействий с необходимыми целевыми сегментами, предлагаем ознакомиться с примерами по их использованию.
Реклама в Фейсбук
Соцсеть Фейсбук обладает колоссальными возможностями таргетинга. Тут можно сегментировать ЦА по разным признакам: хобби, геолокации, возрасту и так далее.
Чат-боты
Для коммуникации с потенциальной аудиторией можно общаться с клиентами с помощью чат-ботов, так как они также сегментируют потребителей. Достаточно привязать соответствующий тег к определенной кнопке с действиями. Например, вы занимаетесь изготовлением и реализацией колбас. На основании своей продукции сегментируйте ЦА, и в дальнейшем используйте эти данные для создания персонализированного предложения.
Формы подписок
Для постоянного расширения базы с контактами и взаимодействий со своими потребителями с помощью емейл маркетинга и внедрения форм подписок. Это позволит сегментировать ЦА еще на этапе подписки (знакомства).
Важность сегментации рынка сложно переоценить. Она эффективно помогает наладить взаимодействие с ЦА. При этом не забывайте, группировать покупателей необходимо на постоянной основе. В будущем можно сегментировать ЦА, основываясь на приобретениях, категории купленной продукции, а значит и повышать уровни удержаний, используя релевантное персонализированное предложение.
Дата публикации: 1 сентября 2022 Обновлено: 3 октября 2023