Необходимость минимально жизнеспособного продукта

Терминология mvp была впервые озвучена Фрэнком Робинсоном (сооснователь консалтингового бренда Sync Dev). Им было описано, что Minimum Viable Product важно детально продумывать, чтобы он принимался целевой аудиторией и мог удовлетворять продажи/потребности, при этом не быть довольно сложным, рискованным или тягостным. Главная задача минимально жизнеспособного продукта – в привлечении первых потребителей, получении обратной связи и продумывании дальнейших стратегий развития. 

Согласно данных статистики, около 92% стартапов терпят неудачи. Примерно 44% вынуждены закрыться через один-два года по причинам отсутствия/низкого спроса в своей нише. Выходит, изначальная работа по развитию идей, разработок концепций, созданий продуктов, идет насмарку. Гипотезы, построенные на основе предположений рыночных потребностей, как правило, ошибочные. 

Для создания на самом деле полезного, необходимого потенциальной аудитории продукта необходимо разбираться во множестве нюансов. Тем, кто только решил запускать новые услуги/товары, не владеют достаточной информацией, а имеют только идеи или предположения. Для проверки своих гипотез и понимания, какими характеристиками должна в идеале обладать продукция, используется минимально жизнеспособный продукт. На иллюстрации наглядно видно, что собой представляет MVP.

MVP – преимущества

Это стартовые версии услуг/товаров фирм, с помощью которых компании могут получать обратную связь от потенциальных потребителей и понимать, что использовать для успешного развития.

К основным достоинствам MVP относятся:

  • помощь в опровержении или подтверждении предположений;
  • привлечение инвесторов для убеждения в том, что идеи эффективные;
  • изучение ЦА и экономия бюджета на таком исследовании;
  • снижение финансового риска;
  • сокращение цен на разработку основных услуг/продуктов за счет приоритезации свойств/функций;
  • помощь в формировании первой целевой аудитории перед запуском продуктов;
  • выявление недочетов. 

Все это позволяет бренду в ускорении процессов создания продуктов, а значит и ускоренном получении прибыли. 

Каким бывает MVP

Классификация основана на способе подхода создания. Распространенные виды минимально жизнеспособного продукта:

  • Для предварительных заявок. Метод, используемый в процессах разработок/созданий и требующий больших вложений, времени, привлечения большого количества потребителей. Обычно создается с помощью кампаний на краудфандинговых платформах. Необходим для мониторинга заинтересованности продуктов и привлечения первых потребителей, средств;
  • Консьерж. Специфика – в оказании услуги потребителям ручным способом. К примеру, перед тем, как приступить разрабатывать приложения, имеющие сложный функционал, необходимо решить задачи потенциальной ЦА своими силами (для оценки спроса, получения опыта с заинтересованной аудиторией);
  • Волшебник страны ОЗ. Как и в предыдущем варианте предполагается использование ручного режима. Отличие – в маскировке под программы или искусственный интеллект. Покупатели думают, что функционал выполняется системой, а не людьми. Это позволяет убедиться в жизнеспособности идей до того, как автоматизировать процессы, а значит избежать ненужного расхода;
  • Landing Page. Способ с использованием целевых страниц, на которых размещено подробное описание услуг/товаров, достоинств, функционала. В конце добавляются кнопки с призывами к действиям, чтобы заинтересованный клиент мог получить больше информации, приобрести демо версию и прочее. Лендинги позволяют собирать базы емейл с подписчиками и способствуют развитию взаимоотношений с клиентами;
  • Чужие продукты. Метод, используемый, чтобы выйти на рынок, имея много опытных конкурентов. Предполагается необходимость применения чужой продукции для решения потребностей своих покупателей. Это позволяет выявлять слабые места своей сферы, потребности ЦА, формулировать достоинства бренда. 

Правила создания

Эриком Рисом, американским предпринимателем и автором книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели», было написано следующее: «Когда вы хотите создавать минимально рабочие продукты, используйте простое правило – устраняйте все задачи/процессы/опции, мешающие выяснять то, к чему вы стремитесь». 

Иными словами говоря, Minimum Viable Product должен иметь минимальный функционал, и на его создание надо использовать минимум времени и вложений. 

Пошаговое руководство поможет вам создать MVP быстро и эффективно:

  • Определение проблемы. Важно четко сформулировать задачи, которые может решать ваша продукция;
  • Поиски своей аудитории. Не стоит пытаться удовлетворять пожелания большого количества потребителей. Лучше составить портреты покупателей для лучшего понимания того, на какую ЦА надо ориентироваться. Учитывайте возраст, хобби, геолокацию, уровни доходов и другие критерии;
  • Изучение конкурентной ниши. Не рассчитывайте, что «сработает» эксклюзивная идея. Лучшее решение – детальное изучение рынка. Сделайте анализ слабых и сильных мест компаний-конкурентов, поинтересуйтесь их долей рынка, промониторьте коммуникационные каналы с ЦА. Займитесь изучением веб-ресурсов, соцсетей, комментариев и другой информации, которая помогает становиться лучшими;
  • Проведение SWOT-анализа. Это поможет в выявлении слабых/сильных сторон, угроз/возможностей;
  • Определение приоритетности функционала и составление карт путей покупателей. Продумывается, что должны выполнять клиенты поэтапно, чтобы воспользоваться вашими услугами/товарами. Пути должны быть удобными, краткими, понятными. Затем составляется небольшой список с описанием функций (по приоритету), лишние шаги устраняются, чтобы клиент не запутался;
  • Установка поэтапности работы и выбор способов по управлению процессами. С составлением плана разработки минимально жизнеспособного продукта, установки лиц, отвечающих за процесс, определения методов отслеживаний продвижения. Самыми популярными способами управления проекта являются Канбан, SCRUM, lean;
  • Проведение тестирования. Надо определить первую группу потребителей для тестирования продукта. Это могут быть знакомые, родственники, персонал. После успешного прохождения теста, продукт можно предоставлять ЦА и анализировать отклики. После этого вносятся нужные правки и продукт предоставляется аудитории повторно. Такие циклы помогают улучшать продукт постепенно, возвращаться в исходные точки, кардинально менять методику развития. 

Собирать отклики своей аудитории необходимо постоянно, с дальнейшей их систематизацией, доработкой продукта, постепенного его совершенствования (с доведением до идеального). 

Удачные примеры

Для проверки, насколько жизнеспособны идеи, и понимания, что товары/услуги на самом деле нужны целевой аудитории, нередко достаточного одного правильного сделанного шага и получения обратной связи. Это видно на примере онлайн-компании Airbnb. Основатели компании (2007 год) Джо Геббиа и Брайан Чески поняли, насколько востребована краткосрочная аренда недорогих помещений в Сан-Франциско (именно здесь они тогда жили). В город приезжало много людей на конференции, которым приходилось останавливаться в дорогих отельных номерах, да и часто даже их забронировать было сложно. 

Для оплаты квартиры, в которой Джо и Брайан остановились, ими было принято решение о размещении объявления на портале о совместной аренде. Довольно быстро на такое предложение они получили отклики от 3 участников конференции. Именно это и стало решающим фактором основания сайта в интернате по поиску и размещению объявлений о краткосрочной аренде во всех странах мира. Minimum Viable Product бренда помог убедиться, что это работает и помогает в развитии бизнеса. Оборот компании Airbnb в 2020 году превысил 40 миллиардов долларов, а число сотрудников составило около 6000 людей. 

Старт сайта стоковых фотографий Unsplash начался с ведения блога в Tumblr. На платформе посетители имели возможность скачивать тематику с 10 фото отличного качества за 19 долларов. Изображения выкладывались местными фотографами. Для поиска людей, которых мог бы заинтересовать проект, была размещена новость о площадке на веб-ресурсе Hacker News. Практически моментально после того, как она была опубликована, на портале пользователи загрузили свыше 20 тысяч фото. 

Так как первая площадка была довольно примитивной, изначально фотографии загружались через аккаунты Dropbox. Так долго продолжаться не могло, поэтому компанией было принято решение об улучшениях и преображениях. Сейчас на сайте зарегистрировано более 214 тысяч фотографов, каждый месяц он пополняется не менее двумя миллионами фото.

Еще один яркий пример удачного MVP – магазин ZAPPOS. Еще в 1999 году его основателем было придумано, что покупатели могут делать покупки, не выходя из дома. Для проверки идеи Ником Суинмурном был создан простой магазин, на котором он разместил фотографии обуви из супермаркета. После того, как кто-то из клиентов оформлял заявку, он отправлялся в торговый центр, покупал необходимое, и пересылал покупателю. Такой простой подход стал фундаментов основания популярного интернет-магазина ZAPPOS, который был выкуплен за 1,2 миллиарда долларов компанией «Амазон». 

С запуском минимально жизнеспособного продукта свое развитие на рынке начали многие популярные бренды (Snapchat, Uber, Snapchat и прочие). Создание MVP позволило этим компаниям мониторить спрос, выявлять главные потребности ЦА. Именно поэтому такой метод может стать основой разработки конкурентоспособных, полезных, уникальных, востребованных продуктов. 

Дата публикации: 6 февраля 2023