Спам относится к незаконной деятельности емейл маркетинга. С 90-х годов spam все более усложнялся со стороны технических решений и охватов по обходу запретов. 

С какой целью высылается

Основная задача таких рассылок – заполучить прибыль. Емейл рассылки, высылаемые в больших количествах, стоят недорого, по сравнению со стандартным письмом. Около 265 миллиардов email корреспонденции каждый день высылаются по всему миру, и примерно 48% из них – spam. И хотя они отличаются низкими уровнями конверсий (на 12 миллионов писем обычно отвечает один человек), такие уведомления все же используются, так как они работают. 

Чаще всего спамер маскирует сообщение под спецпредложение, предлагая продукцию от «Гарантированное восстановление потенции» до «Моментально похудейте за 1 неделю». Кроме рекламных рассылок, к самым популярным также относятся конвенты для взрослой аудитории, гарантирующие быстрое обогащение, если придерживаться простой инструкции. 

С учетом анализа Реестра популярных манипуляций по спаму (Register of Known Spam Operations), больше всего замечена активность спамеров в Соединенных Штатах Америки, Китае, РФ. Это около ста «спам банд». 

По каким причинам приходят нежелательные сообщения

  1. Адреса, разоблаченные при утечке информации. Относится к основной из причин распространения таких писем, характерной даже для крупных брендов (Last.FM, Adobe, LinkedIn, Last.FM и других). Утечка информации становится прямой угрозой безопасности пользователей (доступно имя, адрес электронной почты, пароль). Полученные данные используются спамером для незаконного действия, так как большинство ящиков активные. 
  2. Емейлы получены за счет парсингов. Публикация адресов в сети повышает вероятность того, что их могут украсть, используя инструмент сканирования @ (символ, применяемый в начале почтовых доменов, например, Admin@ gmail.com, Alex@ya.ru.
  3. Email украли из списков контактов. Если спамеру попадаются адреса и пароли ваших знакомых, они могут сканировать их в электронные книги для получений новых адресов и оправки большего количества spam.
  4. Адреса, сгенерированные рандомными методами. Спамер комбинирует популярные имена с распространенным доменным именем (@yandex.ru, @mail.ru, @ya.ru). Затем отправляем спам-рассылку на каждый сгенерированный адрес с целью выявления действующих. Когда уведомления доставляются и открываются, киберпреступник понимает – перед ним работающие ящики почты. 
  5. Емейл, проданные сомнительными организациями. Существуют недобросовестные компании, продающие список рассылок на email рынке. 

Отличие спама от фишинга

Существует особый вид спама – фишинг. Самый опасный и продвинутый. Киберпреступник «маскируется» под видом известных компаний, имеющих отличную репутацию, для получения конфиденциальной информации подписчиков (банковский счет, пароль, кредитная карта и прочее). Такой вор пытается заинтересовать или запугать подписчика с целью перехода на свои поддельные веб-ресурсы, чтобы обманутый человек растратил деньги. 

Спам отправляется одновременно многим адресатам для продажи сомнительной продукции (инструкция моментального обогащения, инновационное лекарственное средство и т.д.). Рассылка менее сложная по сравнению с фишингом и не требует специальных технических навыков. 

Как уменьшить количество спама

Популярные емейл провайдеры оснащены спам-фильтрами. Несмотря на это, нередко в почтовый ящик клиентов Яндекс, Джмейл, Мейл.ру попадает нежелательная корреспонденция. Остановить спам-рассылку помогут такие способы:

  • Помечать подозрительное уведомление как «Спам». Это защитит от взаимодействий с нежелательными письмами, а также покажет спам-фильтр (подобное уведомление для пользователя нежелательно). Далее сообщения таких отправителей будут попадать в папку «Спам» автоматически;
  • Не публиковать емейл на веб-сайтах. В интернете отыскать адреса не составит труда. Элементарных поисков mail.ru вполне хватает для сбора множества адресов;
  • Не открывать подозрительное письмо. При открытии спам-уведомлений, вор понимает, что перед ним действительные адреса. Результат – еще больше рассылок;
  • Не оставлять адреса неизвестной организации. Делиться информацией с незнакомым брендом или человеком не рекомендуется. Наименьшее, что может произойти – собранные таким способом ссылки рассылок будут проданы кибермошенникам;
  • Выполнить настройки ESP фильтров. Создав собственный фильтр, вы сможете блокировать письма с содержанием определенных фраз/слов, ограничивать размеры входящих уведомлений, блокировать сообщение с вложением или адрес конкретного домена. 

Спам и закон

Со спамерами борются во всем мире. Для пресечения такой деятельности вводятся различные меры наказания, вплоть до уголовной ответственности. 

Что требует законодательство от легитимного емейл-отправителя? Так, «Закон о спаме» (CAN-SPAM Act) обязывает предоставлять подписки на рассылки для пользователей, добавлять во все письма видимый и функционирующий механизм отписки, соответствие тематики сообщений и их информации, отображающей действительный физический адрес компаний. 

Несмотря на принимаемые меры, США занимают лидирующее место по числу рассылок спама. Согласно исследований Spamhaus (некоммерческой организации, занимающейся отслеживанием емейл спамеров) установлено, что из 10 худших кибермошенников 7 находятся в Америке, остальные 3 – в странах Восточной Европы. 

Что делать, чтобы не попадать в спам

Пересылая массовую рассылку с целью продвижения, самым неудачным местом, куда могут попасть ваши сообщения, считается спам-бокс. Избежать такого фильтра поможет:

  • Забота о репутации отправителей. На основе сложившейся репутации оценивается рассылка (с учетом качества емейл кампаний, их объемов, регулярности, качества взаимоотношения с клиентами). Рекомендуется избегать частых рассылок в больших объемах, так как это станет сигналом для ESP-фильтра. Результат неприятный: будущая кампания попадает в спам;
  • Настройки аутентификации. Проверьте, что используемые вами емейл сервисы поддерживают аутентификацию SPF, DKIM. Одним из надежных SMTP-серверов является RuSender, гарантирующий попадание писем в «Входящие»;
  • Проверка сообщений на спам. Для прогнозирования реакций ESP-фильтра применяйте специальные инструменты. Также это поможет в получении обратной связи о рассылке, с дальнейшим внесением изменений перед отправками;
  • Поддержание высоких уровней открываемости. Показатель увеличивается интригующими темами писем, отображения в них сути. Хорошая открываемость – показатель заинтересованности аудитории к вашим рассылкам и гарантия доставляемости;
  • Создание релевантного контента. Оправка релеватных уведомлений с промо-рассылками должна выполняться с использованием сегментации/персонализации. Разделяйте подписчиков на группы, учитывая геолокацию, профессию, предпочтения, пол и прочее. Таким способом повышается ценность писем компании;
  • Подписка на рассылки. Законодательство требует высылать емейл-сообщения тем людям, которые дали согласие на рассылку. Double opt-in – грамотное решение для взаимодействия с вовлеченной ЦА и избегания попадания в «Спам»;
  • Надежные сервиса емейл. Отправляя массовую рассылку, важно учитывать репутацию и инфраструктуру домена. В этом помогут такие надежные сервисы, как RuSender, берущие на себя все этапы тяжелой работы. 

Дата публикации: 1 сентября 2022