Форматы таких фокусированных дискуссий напоминают «круглые столы», которые ведутся с участием модераторов. Специалисты направляют интервью в необходимые русла, задают атмосферу непринужденности, в ходе которой участники беседы готовы делиться полезными мнениями. Как и глубинные дискуссии, способы фокус-групп направлены на получение максимально глубокой, развернутой информации, которую невозможно получать даже из полных аналитических данных поведенческих факторов целевой аудитории.
Необходимость фокус-групп
Фокусированные интервью оказывают помощь бизнесу в прогнозировании, насколько может быть востребованной новая продукция, что необходимо учитывать, а чего лучше не использовать в стратегиях. Поэтому метод относится к наиболее достоверным;
Помощь в получении инсайтов от ЦА, которые недоступны при ином обстоятельстве. Непринужденная обстановка расслабляет. Люди готовы поделиться информацией, помогающей предпринимателям в пересмотре своих методов и целей деятельности, рабочих моментов. Собрав сведения неудачных покупок и пожеланий покупателей, можно увеличить результативность работы организации и при этом избежать ошибок.
Грамотное проведение фокус-группы
Дискуссия занимает по времени 1-2 часа. При этом, для извлечения пользы из анализа важно уделить внимание на ее подготовку. Она включает несколько этапов.
- Постановка целей. Подразумевается определение того, что вы стремитесь узнать у потребителей. Задача исследования обозначается четко. Это позволит направить интервью в правильное русло («Мне важно разобраться, почему средний чек не превышает 20000 руб.», «Почему молодая целевая аудитория не пользуется моим продуктом» и тому подобное). Поставив цели, можно переходить к следующему этапу подготовки мероприятия.
- Выбор участников. Группа респондентов может включать как потенциальных, так и постоянных клиентов. Это могут быть представители малого бизнеса или, например, любители скейтбординга. Поиски людей можно начать как в магазине, куда непосредственно приходят покупатели, так и на специализированных форумах, в социальных сетях. Важно, чтобы респонденты были заинтересованы в ваших товарах/услугах. По окончании первого отборочного уровня предложите кандидатам заполнить анкеты. Как вариант – можно проводить личные беседы отдельно с каждым участников (для сравнений ответа с тем, который был в анкетах). Это подтвердит факт, что результат анализа достоверный и точный.
- Поиски модераторов. Грамотные координаторы фокус-группы способны направлять беседы так, что аудитория максимально раскрепощается. Специалист должен располагать к себе, когда задает интересующий вопрос. От этого зависит эффективность исследования. Дополнительно модераторы дают возможность высказаться каждому отдельному человеку, внимательно вникая в информацию, задавая вопросы, подталкивающие респондента доходить до глубины сути своей мотивации. Модераторы должны отлично разбираться в маркетинговых технологиях, социологических и психологических проблемах.
- Организация мероприятия. Начинается с поисков подходящих помещений, в которых участникам можно создать комфортную обстановку. Понадобятся звукозаписывающие устройства и камеры – для оперативной обработки данных, полученных в ходе анализа. Для раскрепощения участникам предлагается еда с напитками.
- Анализирование результата. Совместно с модераторами собранная информация сортируется. Затем формируется отчет. Focus group должен помочь выяснить, какие меры стоит предпринимать для улучшения продукта, какие проводить рекламные кампании, на что стоит в первую очередь обратить внимание. То есть, все то, что поможет в достижении целей.
Дата публикации: 22 октября 2022 Обновлено: 3 октября 2023