Отличие облачного сервиса

Бизнес-модель SaaS отличается от остальных сервисов. Его владелец несет полную ответственность по управлению, техническому обслуживанию и айпреду платформы. Чтобы пользоваться функционалом ресурса ПО не скачивается, не устанавливается, не обновляется. Такая модель избавляет владельцев бизнеса от многих проблем, имеющих отношение к не лицензированным программам, с которыми могут столкнуться клиенты. 

Работу такой модели можно сравнить с арендой квартир, в которой владельцы предоставляют все для комфортного проживания, а жильцам остается только вносить оплату за жилье. Это правда поверхностное, и не совсем корректное сравнение. 

Для понимания принципа работы Software as a service и отличия от других платформ, разберем его особенности:

  • используется только дистанционно;
  • объединяет рабочие процессы всей команды (может работать одновременно несколько людей);
  • плата за использование снимается за число выбранных функций или конкретные промежутки времени в виде абонплат;
  • быстрое реагирование технической поддержки;
  • владелец отвечает за исправную работу сервиса и его модернизацию. 

Для ознакомления заказчиков со всем функционалом SaaS-ресурса, предоставляется демо-версия, бесплатный тарифный план с ограниченными функциями, полный доступ к инструментам площадки (пользоваться можно на определенном промежутке времени). Опробовав возможности ресурса, клиенты могут брать его в «аренду», выбрав из списка необходимых услуг. По сравнению с лицензированным ПО, такая услуга стоит значительно меньше. Именно поэтому сервис пользуется все большей популярностью среди пользователей. 

Плюсы и минусы сервиса

SaaS-платформа имеет массу преимуществ, как для пользователя, так и владельца. Сначала рассмотрим положительные моменты для клиента:

  • нет необходимости в установке программного обеспечения;
  • низкие цены за услуги сервиса — с возможностью пользоваться бесплатно;
  • доступность настроек;
  • можно использовать всей командой;
  • оперативное внедрение в рабочие процессы. 
  • владельцы также получают немало преимуществ:
  • отсутствуют проблемы по распространению нелицензированных ПО;
  • получение регулярных доходов, так как работать можно на основе постоянного сотрудничества;
  • высокий рынковый спрос – ЦА предпочитает быстрое внедрение в рабочие моменты;
  • относительно низкая цена в сочетании с простым применением;
  • значительно экономятся трудовые ресурсы за счет централизованных возможностей доработок платформы (не надо повторно выполнять одни и те же действия). 

Хотя плюсов гораздо больше, сервис SaaS не лишен недостатков. Вот основные:

  • Получение прибыли от каждого клиента растягивается по времени. Это происходит по причине того, что цены на привлечение новых пользователей обычно выше доходов от сумм их первых покупок. Чтобы иметь доходы с платформы, важно постоянно вести работу над удержанием клиентов. Очень важно поддерживать конкурентоспособность, развивать свой бизнес с масштабированием;
  • Необходимость в постоянной работе с программистом и разработчиков. Без модернизации, с привлечением профессионалов, на SaaS-сервисах нереально заработать, так как они относятся к сложным продуктам. Понадобится потратить определенные ресурсы, время, вложить средства. 
  • Еще один минус – работа ресурса зависит от скорости сети. Хотя к существенному недостатку это не стоит относить, так как интернет постоянно совершенствуется и работает все лучше. 

Для разработки востребованного и качественного продукта, надо учитывать интересы своей ЦА и привлечь хорошего разработчика.

Грамотные процессы разработок SaaS-сервисов

SaaS-площадка используется в В2В и В2С сегменте. С помощью таких сервисов стало гораздо проще работать как предпринимателям, так и клиентам. Платформы такого вида упрощают ведение работы, управление продажами и соцсетями, создание сайтов, хранение файлов и многие другие бизнес-задачи. 

Разработка платформы и ее продолжительность зависит от необходимых функций и назначения. Рассмотрим основные этапы по созданию – от идей до работающего ПО. 

  1. Мониторинг рынка и ЦА. Нередко создатели программы начинают работать с возникших идей. При этом не стоит сразу начинать их реализовывать, так как готовые продукты могут не пользоваться спросом. В первую очередь исследуйте свою аудиторию, выявите ее потребности/боли, изучите конкурентную нишу. Такие данные позволят подтвердить гипотезы, опровергнуть их и создать новые, усовершенствованные. 
  2. Расстановка задач с продумыванием функционала. Проводится с анализом всей информации о потенциальных конкурентах и потребителях. Также устанавливаются цели того, чего вы ожидаете от SaaS. Важно полностью уделить внимание основному функционалу, которым должна обладать площадка (решать все боли ЦА). 
  3. Формирование прототипов. Для подготовки основы для разработчика создаются схематические отображения сервисов. В прототипах важно продумать структуру и логику платформы. 
  4. Создание архитектуры. Происходит с вовлечением программиста и разработчика, с помощью которых воплощается логотип SaaS-сервиса. 
  5. Дизайн. Важно, чтобы платформа была не только привлекательной, но и удобной. Поэтому каждому элементу дизайна уделяется детальное внимание (такое же, как и архитектуре). 
  6. Тестирование. Определяется, как работает платформа. Тестирование включает изучение качества функционала, юзабилити. Цель – понять, насколько сервис может решить задачи пользователей. 
  7. Запуск программы с продвижением. После того, как сервис протестирован в него внесены все доработки, продукт можно запустить на рынок. После этого необходимо выполнять регулярное привлечение новой ЦА, масштабирование и укрепление своих позиций в конкурентной нише. 

Запуск SaaS – означает только половину проделанной работы. Придется постоянно заниматься развитием платформы. Чтобы понимать, насколько успешна работа сервиса, используют специальные метрики. 

С помощью каких метрик выполняется отслеживание развития

Есть несколько ключевых метрик, помогающих проводить анализ прибыли, результативность маркетинговых стратегий на платформе, а также удерживать клиентов на SaaS-платформе.

  1. Lifetime value. LTV показывает средние уровни прибыли от одного человека, использующего площадку. Узнать, насколько успешна окупаемость, можно, сочетая метрики CAC и LTV. 
  2. Customer acquisition cost. Характеристика CAC демонстрирует стоимость привлечения одного клиента. На основании показателя фирмы могут распределить маркетинговые бюджеты и подобрать эффективные каналы взаимодействия. 
  3. Churn rate. Демонстрирует число покупателей, которые больше не используют продукты за конкретные промежутки времени. 
  4. Average revenue per paying user. Метрика ARPPU отображает долю от одного платящего потребителя. Одновременно с этой характеристикой рассчитывают ARPU (показатели средней прибыли от одного клиента). Чем выше значение ARPU по отношению к ARPPU, тем большее количество потенциальных покупателей готовы пользоваться услугами бренда. 
  5. Monthly recurring revenue. MRR означает средние показатели прибыли организаций от активных пользователей. Чтобы рассчитать показатель всех клиентов, ARPU умножается на число всех потребителей. Метрика помогает в расчете будущей прибыли и в грамотном распределении бюджета. 
  6. Customer retention rate. CRR поможет узнать, какой уровень удержания. Чем больше показатель, тем компанией успешнее проводится развитие долгосрочных взаимоотношений с аудиторией. 
  7. Conversion rate. CR демонстрирует, какое число новых клиентов стало пользоваться продуктом. 

Это несколько основных метрик для мониторинга SaaS-сервиса. На самом деле их гораздо больше. Также можно рассчитать уровень вовлеченности, число новой ЦА за конкретные периоды, среднюю цену заказов и прочее. Чтобы лучше разобраться, как работает платформа, рассмотрим несколько примеров. 

Примеры Software as a service

Dropbox

Используется как отдельными фирмами, так и потребителями. С помощью облачного хранилища отправляют файлы, синхронизируют информацию с локальной папкой на мобильных устройствах или ПК. Сервисом, имеющем размер до 2 Гб, можно пользоваться бесплатно. Для сохранности большего количества информации, в Dropbox имеется на выбор несколько платных тарифов. Цены стартуют от 9,99 долларов за месяц.

Canva

Площадка в виде визуального редактора, где создается рекламная продукция, визитки, обложки, тексты для соцсетей и многое другое. Использование – бесплатное, правда функционал и облачное хранилище имеют ограничения.
Чтобы получить полный доступ к сервису, оплачиваются тарифные пакеты (на 30 дней или 12 месяцев). Цены зависят от числа пользователей в командах, имеющих доступ к общему аккаунту.

InSales

Площадка SaaS-сервиса, с помощью которой создаются интернет-магазины. На платформе множество готовых шаблонов для создания сайтов, подключения телефонии, 1С, систем оплаты и других инструментов. Есть возможность использовать бесплатно для тестирования (2 недели). Платный пакет доступен на месяц и год. Цены – от 21 долларов.

amoCRM

SaaS-платформы также имеют множество CRM-систем. Так, amoCRM используют для управлениями процессов продаж, отслеживания коммуникаций с потребителями в режиме онлайн). С его помощью создается воронка продаж, подключается емайл сервис, онлайн-чат и многое другое. Бесплатное использование – 2 недели. Затем услуги платные (стоимость – от 7 долларов).

Software as a service значительно упростили многие рабочие процессы. С их помощью решаются задачи любой сложности онлайн без покупок, установок/скачиваний ПО. Отдельные метрики, включительно с крупным, средним, малым бизнесом теперь могут пользоваться полезными рабочими инструментами. Качественные SaaS-ресурсы требуют много времени и сил для разработки, но результат того стоит.

Дата публикации: 15 декабря 2022