Отличие облачного сервиса
Бизнес-модель SaaS отличается от остальных сервисов. Его владелец несет полную ответственность по управлению, техническому обслуживанию и айпреду платформы. Чтобы пользоваться функционалом ресурса ПО не скачивается, не устанавливается, не обновляется. Такая модель избавляет владельцев бизнеса от многих проблем, имеющих отношение к не лицензированным программам, с которыми могут столкнуться клиенты.
Работу такой модели можно сравнить с арендой квартир, в которой владельцы предоставляют все для комфортного проживания, а жильцам остается только вносить оплату за жилье. Это правда поверхностное, и не совсем корректное сравнение.
Для понимания принципа работы Software as a service и отличия от других платформ, разберем его особенности:
- используется только дистанционно;
- объединяет рабочие процессы всей команды (может работать одновременно несколько людей);
- плата за использование снимается за число выбранных функций или конкретные промежутки времени в виде абонплат;
- быстрое реагирование технической поддержки;
- владелец отвечает за исправную работу сервиса и его модернизацию.
Для ознакомления заказчиков со всем функционалом SaaS-ресурса, предоставляется демо-версия, бесплатный тарифный план с ограниченными функциями, полный доступ к инструментам площадки (пользоваться можно на определенном промежутке времени). Опробовав возможности ресурса, клиенты могут брать его в «аренду», выбрав из списка необходимых услуг. По сравнению с лицензированным ПО, такая услуга стоит значительно меньше. Именно поэтому сервис пользуется все большей популярностью среди пользователей.
Плюсы и минусы сервиса
SaaS-платформа имеет массу преимуществ, как для пользователя, так и владельца. Сначала рассмотрим положительные моменты для клиента:
- нет необходимости в установке программного обеспечения;
- низкие цены за услуги сервиса — с возможностью пользоваться бесплатно;
- доступность настроек;
- можно использовать всей командой;
- оперативное внедрение в рабочие процессы.
- владельцы также получают немало преимуществ:
- отсутствуют проблемы по распространению нелицензированных ПО;
- получение регулярных доходов, так как работать можно на основе постоянного сотрудничества;
- высокий рынковый спрос – ЦА предпочитает быстрое внедрение в рабочие моменты;
- относительно низкая цена в сочетании с простым применением;
- значительно экономятся трудовые ресурсы за счет централизованных возможностей доработок платформы (не надо повторно выполнять одни и те же действия).
Хотя плюсов гораздо больше, сервис SaaS не лишен недостатков. Вот основные:
- Получение прибыли от каждого клиента растягивается по времени. Это происходит по причине того, что цены на привлечение новых пользователей обычно выше доходов от сумм их первых покупок. Чтобы иметь доходы с платформы, важно постоянно вести работу над удержанием клиентов. Очень важно поддерживать конкурентоспособность, развивать свой бизнес с масштабированием;
- Необходимость в постоянной работе с программистом и разработчиков. Без модернизации, с привлечением профессионалов, на SaaS-сервисах нереально заработать, так как они относятся к сложным продуктам. Понадобится потратить определенные ресурсы, время, вложить средства.
- Еще один минус – работа ресурса зависит от скорости сети. Хотя к существенному недостатку это не стоит относить, так как интернет постоянно совершенствуется и работает все лучше.
Для разработки востребованного и качественного продукта, надо учитывать интересы своей ЦА и привлечь хорошего разработчика.
Грамотные процессы разработок SaaS-сервисов
SaaS-площадка используется в В2В и В2С сегменте. С помощью таких сервисов стало гораздо проще работать как предпринимателям, так и клиентам. Платформы такого вида упрощают ведение работы, управление продажами и соцсетями, создание сайтов, хранение файлов и многие другие бизнес-задачи.
Разработка платформы и ее продолжительность зависит от необходимых функций и назначения. Рассмотрим основные этапы по созданию – от идей до работающего ПО.
- Мониторинг рынка и ЦА. Нередко создатели программы начинают работать с возникших идей. При этом не стоит сразу начинать их реализовывать, так как готовые продукты могут не пользоваться спросом. В первую очередь исследуйте свою аудиторию, выявите ее потребности/боли, изучите конкурентную нишу. Такие данные позволят подтвердить гипотезы, опровергнуть их и создать новые, усовершенствованные.
- Расстановка задач с продумыванием функционала. Проводится с анализом всей информации о потенциальных конкурентах и потребителях. Также устанавливаются цели того, чего вы ожидаете от SaaS. Важно полностью уделить внимание основному функционалу, которым должна обладать площадка (решать все боли ЦА).
- Формирование прототипов. Для подготовки основы для разработчика создаются схематические отображения сервисов. В прототипах важно продумать структуру и логику платформы.
- Создание архитектуры. Происходит с вовлечением программиста и разработчика, с помощью которых воплощается логотип SaaS-сервиса.
- Дизайн. Важно, чтобы платформа была не только привлекательной, но и удобной. Поэтому каждому элементу дизайна уделяется детальное внимание (такое же, как и архитектуре).
- Тестирование. Определяется, как работает платформа. Тестирование включает изучение качества функционала, юзабилити. Цель – понять, насколько сервис может решить задачи пользователей.
- Запуск программы с продвижением. После того, как сервис протестирован в него внесены все доработки, продукт можно запустить на рынок. После этого необходимо выполнять регулярное привлечение новой ЦА, масштабирование и укрепление своих позиций в конкурентной нише.
Запуск SaaS – означает только половину проделанной работы. Придется постоянно заниматься развитием платформы. Чтобы понимать, насколько успешна работа сервиса, используют специальные метрики.
С помощью каких метрик выполняется отслеживание развития
Есть несколько ключевых метрик, помогающих проводить анализ прибыли, результативность маркетинговых стратегий на платформе, а также удерживать клиентов на SaaS-платформе.
- Lifetime value. LTV показывает средние уровни прибыли от одного человека, использующего площадку. Узнать, насколько успешна окупаемость, можно, сочетая метрики CAC и LTV.
- Customer acquisition cost. Характеристика CAC демонстрирует стоимость привлечения одного клиента. На основании показателя фирмы могут распределить маркетинговые бюджеты и подобрать эффективные каналы взаимодействия.
- Churn rate. Демонстрирует число покупателей, которые больше не используют продукты за конкретные промежутки времени.
- Average revenue per paying user. Метрика ARPPU отображает долю от одного платящего потребителя. Одновременно с этой характеристикой рассчитывают ARPU (показатели средней прибыли от одного клиента). Чем выше значение ARPU по отношению к ARPPU, тем большее количество потенциальных покупателей готовы пользоваться услугами бренда.
- Monthly recurring revenue. MRR означает средние показатели прибыли организаций от активных пользователей. Чтобы рассчитать показатель всех клиентов, ARPU умножается на число всех потребителей. Метрика помогает в расчете будущей прибыли и в грамотном распределении бюджета.
- Customer retention rate. CRR поможет узнать, какой уровень удержания. Чем больше показатель, тем компанией успешнее проводится развитие долгосрочных взаимоотношений с аудиторией.
- Conversion rate. CR демонстрирует, какое число новых клиентов стало пользоваться продуктом.
Это несколько основных метрик для мониторинга SaaS-сервиса. На самом деле их гораздо больше. Также можно рассчитать уровень вовлеченности, число новой ЦА за конкретные периоды, среднюю цену заказов и прочее. Чтобы лучше разобраться, как работает платформа, рассмотрим несколько примеров.
Примеры Software as a service
Dropbox
Используется как отдельными фирмами, так и потребителями. С помощью облачного хранилища отправляют файлы, синхронизируют информацию с локальной папкой на мобильных устройствах или ПК. Сервисом, имеющем размер до 2 Гб, можно пользоваться бесплатно. Для сохранности большего количества информации, в Dropbox имеется на выбор несколько платных тарифов. Цены стартуют от 9,99 долларов за месяц.
Canva
Площадка в виде визуального редактора, где создается рекламная продукция, визитки, обложки, тексты для соцсетей и многое другое. Использование – бесплатное, правда функционал и облачное хранилище имеют ограничения.
Чтобы получить полный доступ к сервису, оплачиваются тарифные пакеты (на 30 дней или 12 месяцев). Цены зависят от числа пользователей в командах, имеющих доступ к общему аккаунту.
InSales
Площадка SaaS-сервиса, с помощью которой создаются интернет-магазины. На платформе множество готовых шаблонов для создания сайтов, подключения телефонии, 1С, систем оплаты и других инструментов. Есть возможность использовать бесплатно для тестирования (2 недели). Платный пакет доступен на месяц и год. Цены – от 21 долларов.
amoCRM
SaaS-платформы также имеют множество CRM-систем. Так, amoCRM используют для управлениями процессов продаж, отслеживания коммуникаций с потребителями в режиме онлайн). С его помощью создается воронка продаж, подключается емайл сервис, онлайн-чат и многое другое. Бесплатное использование – 2 недели. Затем услуги платные (стоимость – от 7 долларов).
Software as a service значительно упростили многие рабочие процессы. С их помощью решаются задачи любой сложности онлайн без покупок, установок/скачиваний ПО. Отдельные метрики, включительно с крупным, средним, малым бизнесом теперь могут пользоваться полезными рабочими инструментами. Качественные SaaS-ресурсы требуют много времени и сил для разработки, но результат того стоит.
Дата публикации: 15 декабря 2022 Обновлено: 3 октября 2023