Контенты, созданные ради получения рекламы в интернете, апеллирующие психикой, преимущественно примитивные и низкочастотные. Не удивительно, что часто читатели возмущаются, недоумевают, испытывают сожаление. Для создания кликбейта используется провокационный метод для манипулирования чувствами людей. Заголовок не только неправильно доносить новость, но и противоречить ее смыслу. Рекламодателями применяется специальный язык, отличающийся от того, который доносит факты.

Зачем и кто использует кликбейт

Такие заголовки помогают повышать трафики на веб-ресурсах, зарабатывать на рекламных кампаниях, и одновременно способствуют распространению вредоносных файлов для получения данных клиентов. После перехода по ссылкам, площадки, на которых размещены кликбейты, получают доходы (оплачивается действие/клик), а рекламодатель – трафик. За этим обычно стоят видеоролики, фото, анкоры, баннеры. 

Типичный пример рекламы можно увидеть на изображении. 

Такой маркетинговый ход используется часто в таких темах:

  • политическая;
  • жизнь звезд шоу бизнеса;
  • волшебные лекарственные препараты;
  • острая проблема;
  • ложь о кончине известного человека;
  • метод заработать с помощью легкой прибыли;
  • лайфхак;
  • иные сенсационные новости. 

Размещение – на низкосортной площадке, которая хочет заработать любыми целями (новостной сайт, тизерная реклама, порносайт и прочее). Тизерные рекламы – это сети с трафиками, являющиеся «посредниками» между тем, кто заказал рекламу и web-мастерами. Рекламодателям необходимо повышение трафика, они обращаются к тизерной рекламе. Владелец предоставляет свой ресурс для использования в виде рекламной площадки, устанавливает блок, с дальнейшим получением с него дохода. Тизеры выполняют роли «кричащих заголовков». 

Кликбейт: как распознать

Первый признак такого рекламного хода – отсутствие сути информации при переходах по ссылкам. Взамен аудитории показывают искаженные/преувеличенные факты, нередко с двойным смыслом. Часто человека мотивируют переходить по ссылкам для нахождения «доступов» и уникальных/редких контентов. Хотя все это дешевая уловка.

Также распознать можно по следующим признакам:

  • интрига есть, но суть посылов так и не раскрыта;
  • цитаты из текстов, которых не существует (эффект достижения достоверных данных);
  • громкое заявление или слух, в правдивости которых нельзя удостовериться;
  • немало многоточий, знаков вопросов, восклицаний, ничем не мотивированных;
  • используются поговорки, фразеологизмы, пословицы, гиперболы, разговорные фразы, эпитеты;
  • панибратское обращение с читателями на «ты»;
  • предложения с вызовом, например: «Ты такого точно не знал!»;
  • много местоимений (этой, этому, этот, эти);
  • призывы стать первыми, для тех, кто сможет успеть прочитать и совершить действие;
  • шокирующие тексты для повышения перехода, дополненные фото, видеороликами, заголовком;
  • наличие незаконченного/неполного предложения и фразы. 

Такие приемы помогают создавать кликбейтный заголовок.

Использование кликбейта – надо или нет?

Так как прием задает читателям повышенное ожидание, использовать его можно, если, конечно, вы не боитесь испортить репутацию. Подобные розыгрыши, обманы вызывают чувство разочарования, обиды, злости. 

Это легко рассмотреть. Приведем один пример. Представьте, вы зашли на ресурс с кликбейтом. Решили перейти по ссылке. И что вы видите? Откровенно ложную информацию. Понятно, после этого вкладка закрывается. Владельцам сайтов это угрожает bounce rate (высокими уровнями отказов). А значит, поисковый робот замечает, что читатели не нашли нужного на страницах и закрыли их. Статьи опускаются в поисковых выдачах на низкие позиции, так как не дали ответов на вопросы. Стоит ли рисковать, чтобы с помощью таких переходов быстро потерять позицию?

Подобное ожидает и тех, кто пользуется такими заголовками на Ютуб канале. Видеохостингом также используется привлечение посетителей с целью ранжирования видео контента. Когда просмотров немало, но видео сразу закрываются или проматываются, — это сигнал низкой релевантности. Результат – видео опустятся на низкие позиции.

В Фейсбуке также идет борьба к кликбейтами. В соцсети анализируются заголовки на присутствие шаблонной фразы, которая явно преувеличивает то, что есть в контенте, либо если суть публикации не раскрыта. Если такое обнаруживается, новость не публикуется в ленте.

Даже если получается обходить наказание поисковой системы, стоит помнить еще об баннерной слепоте. Читатели будут игнорировать подобные рекламы на сайте на подсознательном уровне, а значит, используя дешевую тактику, достучаться к ним не получится.  

Отказываться полностью от кликбейтов не стоит. Прием построен на знаниях психологии людей, поэтому работает. Важно только убедиться, чтобы после прочитывания информации посетители не чувствовали себя обманутыми. Навряд ли они вернуться на ресурс после подобного обмана. 

Дата публикации: 2 июня 2022