Необходимость roadmap

Дорожные карты необходимы для согласований работы между каждым отделом компании, демонстрации инвесторам сроков выполнений и поэтапного выполнения намеченного, а также для лучшего понимания процессов, связанных с реализацией поставленных целей. Помимо этого, их использует отдел продаж, руководитель команды и SEO, служба клиентской техподдержки. 

Создаются такие документы перед запусками проектов, чтобы визуализировать стратегии конкурентоспособности. Также их создают после того, как проекты уже запущены, но в рабочих этапах произошло кардинальное изменение. Roadmap можно разрабатывать на квартал, 6 или 12 месяцев. В него вносятся такие данные, как поэтапная работа (по приоритетности), задачи/цели, основной срок выполнения. 

Отличие от маркетинговых планов – в долгосрочных стратегиях и задачах, а не детальном описании поэтапных процессов работы, в которых прописаны требования к работникам и дедлайн. Roadmap представлен в формате «живых документов», в которые могут вноситься изменения. Для их корректировки назначают специального сотрудника. 

Так как дорожные карты необходимы для согласований деятельности между всей командой людей, принимающих участие в бизнес-процессе, важно, чтобы они были понятными и доступными. Для этого они создаются нередко в виде таблиц, в которые легко вносятся разные данные на любом этапе работы, вне зависимости от того, какой это проект. 

Разновидности roadmap

Классификация такого инструмента визуализации выполняется с учетом его функционального назначения. Рассмотрим основные виды дорожных карт:

  • Продуктовый. Стратегия, направленная на развитие товаров или линеек продукции;
  • Проектная. Представляет собой поэтапные описания и временные рамки развитий проектов;
  • Отраслевая. С описанием сегмента рынка и развития конкретной отрасли;
  • Корпоративная. Предназначена для описаний процессов развитий фирм и достижений долгосрочной ключевой задачи;
  • Образовательная. Стратегия, цель которой достичь долгосрочной основной задачи за счет описания планов обучений и повышения квалификации персонала.

Основные задачи дорожной карты

Roadmap не несет информации о достижении целей, так как ее предназначение – поэтапное отслеживание процессов работы. Данные карты описывают ключевые бизнес-задачи и недочеты. Такие стратегические документы помогают донести четкую информацию участникам процесса по направлениям развития продукции бренда. Инструмент помогает достичь многих целей, рассмотрим основные:

  • Улучшение коммуникации. Карта создается, чтобы улучшить взаимопонимание между персоналом, руководящим составом, отделами компании. Помогает донести информацию о стратегиях, миссиях, данные ключевых рабочих этапов;
  • Построение единой концепции видения. С помощью roadmap все члены команды видят направления движения продукта/проекта, что значительно упрощает разработать детальные планы рабочих процессов;
  • Проведение дискуссий. Дорожные карты отражают основные пункты развития проектов/продуктов, одновременно устраняя недопонимание всех, кто принимает участие в процессе, и облегчая обсуждение возникших идей, принятие решений, изменение видения;
  • Согласованность. Понимание направлений развитий и обсуждений стратегий значительно упрощается, что приводит к синхронизации работы внутри коллектива (между всеми участниками, вовлеченными в процесс). 

Рекомендации по составлению

Теперь пришло время узнать, какие существует основные этапы разработки roadmap, и что в них рекомендуется добавлять. 

  1. Определение ЦА. Визуализации документа и информации в нем напрямую зависят от того, кому он будет предназначаться. Поэтому карты для команды проекта или его инвесторов имеют кардинальные отличия. Надо дать ответ на вопрос: «В чем необходимость дорожной карты?». Это даст представление о том, какие данные должен содержать инструмент. 
  2. Выбор структуры. Учитывая свою целевую аудиторию и задачи, выбирается формат дорожной карты. Существует три типа условных структур roadmap: гибридная, с временной рамкой и без привязки ко времени. В первом варианте имеются строки в рамках долгосрочных планирований, во втором – все цели размещены на временной шкале с установленными сроками, в третьем – отсутствует долгосрочное планирование. 
  3. Формирование целей/идей. Дойдя до этого этапа уже становится понятным, зачем и для кого необходим такой документ. Теперь можно продумать цели и идеи. При этом не стоит слишком все детализировать. Важно сформулировать ключевые задачи и основные этапы рабочих процессов. 
  4. Разработка стратегии. Цели и идеи анализируются (с расстановкой приоритетов). Также определяется, что необходимо воплотить первоочередно, а какие задачи можно решать параллельно. 
  5. Продумывание методов по управлению и отслеживанию работы. Дорожные карты должны отображать актуальность курсов работы. Очень важно регулярное отслеживание того, что удалось реализовать, а также проводить мониторинг эффективности стратегий и своевременно вносить в документ корректировки. 

Создавать roadmap можно разными способами. Для этого можно использовать Excel, Гугл таблицы, PowerPoint. Также для разработки документов подходят такие сервисы, как Venngage, Product Plan, Roadmap Planner или аналогичные им. Кроме этого, дорожные карты создаются с использованием готовых шаблонов, взятых в интернете. 

Дата публикации: 15 декабря 2022