Маркетинговая стратегия состоит из детально продуманной инструкции, с комплексным планом действий, разработанного для увеличения/роста прибыли компаний. Документы могут охватывать как отдельное направление деятельности компании, так и всю его работу (от продвижения услуг/продукции, производственных процессов, построения работы внутри предприятия).

Планы развития бизнеса – физическая или цифровая документация, с определением направлений развития на несколько лет (десятилетий). Преимущественно маркетинговая стратегия в малом/среднем бизнесе разрабатывается на 3 года, из-за нестабильной ситуации на рынке. Разберем детально, зачем компаниям необходимо разрабатывать маркетинговую стратегию. 

Особенности маркетинговой стратегии

Без таких планов усилия организаций становятся не результативными, хаотичными. С помощью такого инструмента можно не только сосредоточить все усилия на бизнес-процессах, но и эффективно их оптимизировать. 

Разработанная по правилам маркетинговая стратегия помогает в решении таких целей:

  • Повышение узнаваемости бренда. Используя исследования в сочетании с такой стратегией, организации находят и занимают новые ниши на рынках, тем самым увеличивая влияние на имеющиеся сегменты;
  • Рост прибыли. Построение стратегии способствует росту объемов продаж (вовремя стимулируется сбыт, грамотное позиционирование);
  • Повышение конкурентоспособности. Важный этап маркетингового плана – поиски преимуществ над конкурентами, с их раскрытиями. Конкурентоспособность растет с помощью расширенного ассортимента, внедрения на рынок новой продукции, ребрендинга и прочих инструментов.

Правила разработки

Пошаговые инструкции для развития бизнеса разрабатываются поэтапно. Изначально компании необходимо исследовать рынок (со своими бизнес-процессами, конкурентной нишей), для определения ближайших действий, внедрения новшеств/изменений. Далее определяются ближайшие шаги, с внесением правок. В завершении проводится мониторинг эффективности маркетинговой стратегии, с обновлением плана, в котором учитывается ситуация на рынке. 

Разберемся в этапах детально. 

  1. Аналитика. Этап, на котором необходимо понять, что необходимо для улучшения бизнеса. Для этого важно провести анализирование в нескольких направлениях:
    • Внешняя среда. Разобраться, какие процессы могут влиять на развитие бизнеса, не зависящие от вас. Выявить финансовые возможности геолокации, какие условия кредитования предоставляются бизнесу, наличие популярных трендов, девальвацию валюты, уровни инфляции. Также изучается законодательство (нужные законодательные акты/статьи/разделы);
    • Анализирование рынка. С оценкой возможных каналов дистрибьюции для применения, условий, выдвигаемых поставщиками, дилерами, производителями. Выясняется, с какими «подводными камнями» может столкнуться компания при расширении (необходимость покупки инновационного оборудования или его модернизации, наличие дополнительных лицензий и прочее);
    • Анализ конкурентной ниши. Выяснить, что предлагают пользователям конкуренты, по какой стоимости, какими инструментами продвижения они пользуются. Сделав анализ конкурентоспособности своей продукции, надо выполнить расчет доли рынка, которую могут захватить ваши преимущества перед конкурентами;
    • Анализирование своего предприятия. Анализ предпринимательской деятельности способствует сопоставлению статистики, услуг, продуктов, контента с конкурентами. Проанализировав процессы, можно перейти к их оптимизации/автоматизации. 
  1. Практика. Следующий этап подразумевает разработку с пропиской конкретных шагов маркетинговой стратегии:

Поставить задачи. Формулируйте реалистическую цель на основе имеющейся информации, полученной в результате анализирования;

Разработайте план. Составляйте детальные пошаговые планы действий, направленные на достижение поставленных задач. 

  1. Контролирование. Выполнив задачи, предусмотренные в плане, проанализируйте, насколько все прошло эффективно (мониторинг). Составлять маркетинговую стратегию надо регулярно, учитывая изменение ситуаций на рынке. 

Подсчитывайте доходы с продаж в разных категориях продукции. Сократите торговлю/производственные процессы позиций, которые не приносят прибыли. Отыскивайте новый способ использования востребованных товаров. Читайте отзывы потребителей, давайте на них ответы – для понимания потребностей своей ЦА и своевременного обрабатывания негативов. 

Теперь вы знаете, что такое маркетинговая стратегия. Используйте инструмент правильно для успешного развития бизнеса. 

Дата публикации: 5 июля 2022